Это архивная копия сайта
Актуальный адрес ресурса https://chozen.ru
"Правильный" адаптер:
томография
автомобильного "мозга"
Стоит ли говорить, что смена прошивки (микропрограммы) уже давно является
моим любимым занятием. В свое время я начал с АОНов и "Синклеров", затем
появились материнские платы, видеокарты, модемы и
сотовые телефоны. Разумеется, что обойти стороной перепрошивку "мозгов"
собственного автомобиля было совершенно недопустимо, поэтому я начал изучать это вопрос.
Собственно трудностей не было никаких - схем адаптера просто море, методика известная и
есть с кем посоветоваться.
Здесь, например... Все
необходимые детали в изобилии присутствовали в магазине
"Чип и Дип",
поэтому я решил спаять самую "правильную" схему, на двух микросхемах MAX232 и MC33199.
|
Схема совсем несложная. Разговоров больше.
Я по привычке собрался было быстренько развести ее на бумаге,
нарисовать переводилками, вытравить и спаять.
Как обычно...
|
Я часто встречал в Интернете массу рассказов про способ
изготовления печатных плат с помощью лазерного принтера и утюга.
Захотелось проверить его в действии, тут же встал вопрос о рисовании топологи
в каком-нибудь графическом редакторе. С другой стороне у меня в институте
было аж две лабораторные работы по PCAD, поэтому я решил тряхнуть стариной -
скачал 30-ти дневную версию P-CAD 2001 и стал в ней разбираться.
По прошествие некоторого времени мне удалось не
только расположить элементы в нужной мне позиции, но и сделать трассировку
между ними. Еще немного усилий и на принтере получен рисунок печатной
платы (ПП) как и требуется для "утюжной" технологии, в инверсном виде.
|
Понимаю, что профессионал, целыми днями работающий в
этом мощном пакете, может найти массу неточностей и ошибок.
Однако я своей цели достиг - схема прекрасно развелась и я получил
возможность моментально изменять рисунок топологии, просто передвигая
(заменяя) элементы и выводя рисунок на печать. Как же это удобно...
|
|
Вот так выглядит разводка при печати, вариант с МАХ232 в корпусе
DIP.
Для печати я использовал притер HPLJ 2100
с перезаправленным картриджем
плюс бумага для струйного принтера Canon HR-101N,
хорошие результаты я получил на мелованной стороне. В
принципе, бумага может быть и обычная, тут нужно пробовать.
|
|
Плата вытравилась без проблем, практически один в один
со с бумажным отпечатком. Так что "утюжная технология" работает
прекрасно, разумеется, ограничиваясь лишь отсутствием металлизации
отверстий.
|
Буквально со второй попытки мне удалось подобрать бумагу
для печати на лазерном принтере. Основной трудность оказалась
необходимость выждать минут двадцать пока бумага размокнет в воде. Очень
аккуратно, подушечками пальцев мне удалось удалить все бумагу с платы и
получить более чем удовлетворительный отпечаток на фольге. Пятнадцать
минут в растворе хлорного железа - и в руках у меня готовая плата, которая
час назад была только на экране компьютера... Воистину, вот где технологии
XXI века!
|
Цепь светодиода, которая видна на фото, впоследствии
ликвидирована, тк непонятно зачем нужна вообще...
Как следует из картинки, традиционно применены танталовые
конденсаторы, стабилизатор 7805 я поставил маломощный, на максимальный
ток 100 мА (больше и не надо) в корпусе как у транзистора (ТО92)
|
|
Спаянная схема заработала сразу. Питание +12 В я брал от
компьютера, выводя питающий разъем через
пустой слот PCI. Для
проверки схемы подключил ЭБУ с помощью проводов с клеммами, тк
правильного разъема под рукой не было. ЭБУ вышел на связь сразу, без
уговоров...
|
Монтаж элементов не потребовал много усилий. Оставалось
лишь коммутировать между собой все составляющие: спаянную схему,
компьютер и ЭБУ автомобиля, заблаговременно вытащенный из машины.
|
Не стал я в то время разыскивать "родной" разъем
СНП225-55 Р1(P2), а за полвечера соорудил ему замену из куска
стеклотекстолита и маленьких автомобильных клемм. Супербюджетное
решение, но полностью работоспособное. |
|
Комплекс для перепрошивки контроллеров "Январь 5.Х" в
ОЕМ (бескорпусном) варианте. Конечно, не так привлекателен на вид, но
работает, да еще как!
|
В тот же вечер без проблем "залил" свежую серийную прошивку
в свой "Январь" без каких-либо осложнений. Не без некоторого
волнения поставил контроллер на место в машину, она завелась и даже
поехала! Осмелев и почувствовав безнаказанность, я стал пробовать одну "тюнинговую"
прошивку за другой, благо возможность откатиться на стандартную микропрограмму теперь всегда под рукой.
Второй вариант
Вся прелесть разводки платы с применением компьютера заключается в
легкости ее последующего редактирования. Поэтому мне
захотелось отказаться от DIP корпуса и немного
изменить форм-фактор платы. Тем более, что один уважаемый
человек просил меня
посодействовать ему в освоении процесса перепрограммирования ЭБУ и помочь
с адаптером. Отказать я просто не мог... Поэтому решил
переделать плату и собрать адаптер заново.
|
Вторая версия платы. Обе МС в планарных корпусах плюс на плате разведен светодиод
индикации питания. Все остальное, разумеется, без изменений.
|
|
Все действия по изготовления печатной платы полностью
аналогичны описанным выше. С тем же успехом, без проблем протравились
даже надписи внизу!
|
|
Посередине зеленая SMD
перемычка, она совершенно случайно попалась мне на этапе
проектирования ПП. Выпаял ее я из неисправной платы "мыши"
Mitsumi. Вообще, можно много интересного наковырять в подобных местах...
|
|
Со стороны остальных деталей ПП выглядит полупустой...
Так и хочется все выполнить в SMD версии,
тем более что детали я уже купил... Будет настроение - сделаю обязательно.
|
Планарная версия платы адаптера также заработала сразу, без
проблем и какое-то время жила в пластиковой коробочке из-под фотопленки.
Потом я все-таки решил купить настоящий разъем (нашел его недорого в Интернете),
заодно поменял все провода и сделал приличный корпус - всего 15 рублей на митинском
рынке, а насколько облагораживает внешний вид!
|
Но фото видны еще кое-какие провода, помимо
питательного, СОМ-овского и СНП-55. Скажу
по секрету, в корпусе "живет" еще одна плата, позволяющая производить
своего рода "нейрализацию", почти как в известном фильме
MIB...
|
С помощью собранного адаптера я
не раз и не два менял себе (и не только) прошивки, дело дошло даже до
двухрежимных. Также пару раз подключал по запросу ноутбук к машине, чтобы
в динамике посмотреть на работающий двигатель. Короче, польза от
описанного здесь приступа радиолюбительства безусловно есть и ощущается до
сих пор...
Для тех, кто захочет повторить конструкцию, я собрал все
технические подробности в один архив. Надеюсь, что материал достаточно
прозрачен для людей, не испытывающих страха перед паяльником. Еще хочу добавить, что я
не так давно я освоил перепрограммирование контроллеров BOSCH,
о чем можно почитать в отдельной статье.
Прошивки и программы для работы с ними можно поискать на
лучшем из специализированных сайтов
подобной тематики.
Скачать загрузчик со схемой подключения
(147 кб в архиве)
Сентябрь-Ноябрь 2001
Декабрь 2002.
Использование материалов сайта без согласования с автором
запрещено. Если у Вас сайт
родственной тематики и Вы хотели бы обменяться ссылками,
используйте эту кнопку.
copyright © ch0zen 1999-2005