Это архивная копия сайта
Актуальный адрес ресурса https://chozen.ru
"Десятый" стабилизатор:
устойчивость без лишних хлопот
Вместо обоснования
Очень увлекательное занятие - ставить на "зубило" узлы от "десятки".
Особенно, если это не требует исключительных навыков, трудовых и материальных затрат. И уж точно
несомненным лидером в этой дисциплине является "десятый" стабилизатор поперечной
устойчивости, установка которого бьет все рекорды по соотношению полученного эффекта к затратам.
"Десятый" стабилизатор толще "восьмого" всего на 2мм - 18мм против 16, их на глаз
трудно отличить в магазине, даже если они лежат рядышком.
Эти лишние 2 мм толщины заметно добавляют устойчивости автомобилю - машина меньше кренится в поворотах, не так "рыскает"
при объезде препятствий, да и вообще, ведет себя по-другому. Этот факт отлично известен спортсменам,
которые идут еще дальше - устанавливают штангу еще бОльшего диаметра, предпочтительно изготовленную из
титана. Но это уже совсем другая история...
Продается стабилизатор практически в любом магазине по цене 130-150р в сборе с "яйцами"
- так для краткости называют стойку стабилизатора поперечной устойчивости :-) Теоретически для его
замены необходимо открутить и закрутить всего шесть гаек! Но как и в любом деле, здесь присутствуют
подводные камни. Начну по порядку.
Во-первых, "десятый" стабилизатор нужно покупать только в сборе, с "десятыми"
"яйцами", а не одну штангу. Ее диаметр (и жесткость, кстати!) больше штатной и под
нагрузкой "восьмые" яйца могут запросто разорваться.
Во вторых, большой проблемой может оказаться откручивание гаек крепления кронштейна штанги
стабилизатора - самоконтрящиеся гайки на 13 частенько выкручиваются вместе со шпильками,
приваренными к днищу кузова. Здесь требуется проявить максимальную осторожность и недюжинный
такт... Также необходимо продемонстрировать определенную ловкость и сноровку при протаскивании
штанги стабилизатора между элементами подвески авто и системой выхлопа, особенно если нет желания
снимать хомут "штанов" - приемной трубы глушителя.
Установка
Поставил машину на яму в гараже, хорошенько обработал WD-40 гайки шпилек и крепление
"яиц" к рычагу растяжки. Очень рекомендую за день или даже больше отчистить гайки
металлической щеткой, а затем залить их WD-40 (пойдет и керосин, и солярка) - процент свернутых
шпилек не так уж мал... Дело осложняется еще и тем, что эти гайки - самоконтрящиеся, с нейлоновыми
вставками, которые не только препятствуют самопроизвольному откручиванию, но и затрудняют
проникновение WD-шки в глубь резьбы.
|
Я не заметил никаких подвохов при замене яиц - снял-поставил.
Все равно правильное положение относительно штанги они займут при последующей езде...
|
Пока отмокали "проблемные" гайки, снял с новой штанги "яйца";
на авто отвинтил крепление "яиц" к растяжке, гайка-болт на 19, по одному с каждой стороны.
Подождал еще немного, повторно залил гайки кронштейнов и принялся их откручивать.
Для этой цели решил использовать обычный рожковый ключ на 13, а не торцевой: им лучше чувствуется прилагаемое
усилие, да и видно движение гайки. Мне повезло - две из 4-х отвернулись сразу, еще одна - тоже почти без проблем,
а вот последнюю я не надеялся увидеть отдельно от шпильки. Здесь главное - не спешить, поэтому я аккуратно,
5 градусов туда - 5 градусов обратно стал ее раскачивать, периодически поливая резьбу WD-шкой и делая перерывы
для проникновения жидкости. Видимо, мне повезло еще раз, потому как технология раскачивания "туда-сюда"
дала результат и все четыре гайки оказались открученными.
|
Слева - кронштейн уже снят, а справа- гайки еще отмокают.
Резиновую подушку кронштейна можно временно снять, чтобы она не мешалась при протаскивании штанги под
резонатором.
|
Остальное оказалось делом 15-ти минут. Я снял хомуты кронштейнов, "яйца" и
резиновые подушки хомутов со старой штанги, предварительно брызнув на него WD-шкой. Затем вытащил его наружу,
правда, не сразу отыскав оптимальный маршрут. Тем же путем просунул новую штангу, уже по месту одел на нее
подушки хомутов и "яйца" (иначе ее не просунешь между днищем и резонатором) Приложил штангу к
днищу, одел хомуты на подушки и зафиксировал их теми же гайками, предварительно побрызгав их антикором.
Кстати, шпильки могут загнуться и при закручивании гаек, так что лучше прогнать резьбу пару раз и вообще
заменить гайку, если она вызывает сомнения. В любом случае шпильку желательно почистить металлической щеткой.
|
Сделать снимок стабилизатора в сборе мне не удалось.
Но зато получилась установка по месту, где стабилизатор выделен красной линией.
|
Когда штанга стабилизатора заняла свое место относительно днища, осталось
последнее - прикрутить болтами "яйца" к растяжке. Это удалось практически без затруднений,
ну разве что положение "яиц" на штанге пришлось подрегулировать. В любом случае, при первой
же поездке все детали стабилизатора самостоятельно займут оптимальные положения относительно друг друга.
Результат
Он стал ощутим сразу. Значительно уменьшились крены в поворотах, при покачивании руля из стороны в сторону
на скорости машина "рыскает" более плавно. Да и в общем изменился характер управления авто: те повороты,
которые я раньше не рисковал проходить со скоростью более 80 км/ч, теперь совершенно спокойно
прохожу на 100 км/ч и даже более.
Конечно, подвеска стала жестче - это факт и все ее дефекты сразу же стали заметны. Машина у меня с пробегом,
поэтому я ощутил желательность замены шаровых опор, а также наконечников рулевых тяг. И рулевую рейку пришлось
немного подтянуть... И то, что левый амортизатор - газовый голубой BILSTAIN уже закончился, я узнал тоже после
апгрейда стабилизатора... Так что решайте сами - хотите знать правду о своей подвеске - ставьте десятый
стабилизатор :-) Лично я доволен и ничуть не жалею о проделанном.
Март 2000
Использование материалов сайта без согласования с автором
запрещено. Если у Вас сайт
родственной тематики и Вы хотели бы обменяться ссылками,
используйте эту кнопку.
copyright © ch0zen 1999-2005