Это архивная копия сайта
Актуальный адрес ресурса https://chozen.ru
Новый сабвуфер:
повторение подвига
Часть 1
Как я за это взялся
Предыдущий
сабвуфер
обладал вполне приличным звуком, ну разве что немного "горбил".
Однако в нынешнем положении меня совсем не устраивала его форма. То, что идеально
вписывалось в багажник "девятки", в "десятке"
болталось из угла в угол, пытаясь проткнуть диффузор динамика первым
попавшимся предметом. Поэтому пришлось думать о новом корпусе...
И мысли эти мне самому не нравились... Все чаще я подумывал о
послойно-фанерной технологии, описание которой можно посмотреть
здесь. Я же
лично знаком с автором и его детищем, поэтому после приватной беседы у
меня сложилось впечатление о вполне реальной повторяемости подобного
эксперимента. Как я полагал на тот момент, при помощи хорошего
электролобзика можно в гараже напилить фанеры чуть ли не за одни выходные, а
потом потихоньку ее склеивать. И обойтись без бесконечного укладывания
слоев стеклоткани, вклеивания распорок, бобышек и т.д. Чего проще - нарезай да
клей, склеил - готово! На самом деле все оказалось несколько сложнее...
Разместить сабвуфер решил в правом крыле, в левом же планировал сделать
отсек для усилителя - провод питания у меня проложен по левому борту
машины, поэтому усилитель лучше располагать слева (минимальная длина
проводов). Обязательно хотел задействовать "нишу" в крыле для
достижения максимальной компактности установки.
Инструменты и материалы
Из материалов мне понадобилось :
Четыре больших листа березовой влагостойкой мебельной
фанеры пр-ва г.Архангельск 150 х150см по 200 руб каждый. На рынке я
распилил их на полосы по 50см и 100см для облегчения перевозки.
8 флаконов дзержинской эпоксидки ЭДП (280 гр х8);
Грамм 200 полиэфирной шпаклевки "Body"
со стекловолокном;
Штук 60 черных саморезов 90 мм и около 15 штук длиной 135 мм;
Упаковка оцинкованных гвоздей 35х2;
Баллончик-аэрозоль антигравия
"Body-950"
черный;
Баллончик-аэрозоль антигравия "Maston"
серый 500гр;
Баллончик-аэрозоль
грунтовка серого цвета
"Body"
Два баллона черной матовой краски
"Maston"
500гр тоже в аэрозольной упаковке;
Стандартный (90х60) лист вибропласта;
Тюбик силиконового герметика "ABRO" черный;
Набор инструментов применялся все тот же, что и при
изготовлении подиумов - электролобзик "Skill", электродрель
"Sparky" с насадкой для шлифования,
круги зернистости 30 и 80. Для финишной отделки я арендовал ленточную
шлифовальную машинку "Makita", она здорово
помогла мне при выведении плоскости, в частности под фронтальную стенку.
Также я применил фрезу по дереву
(вставляемую в патрон электродрели) для вырезания углубления под динамик.
Начало
Для начала я решил сделать пробную нарезку фанеры аккурат в нишу багажника.
Заодно предполагал оценить трудозатраты и технологичность процесса, стоит
ли браться за эту технологию в принципе. Под рукой оказались два обрезка 10-мм
фанеры 50х150 см, купленных на рынке за 50р; из них я и вырезал своеобразное
"корытце".
Сначала вырезал фанеру только снаружи, скрепляя слои тремя 20-мм гвоздиками по
углам. Образующиеся грани тут же вчерновую шлифовал грубым (зернистостью 30) наждачным
кругом. Когда набор из 14-ти слоев стал беспрепятственно помещаться в
нише, стал вырезать внутреннее пространство.
Отцеплял фанерки по одной, чертил линию, отступая от краев порядка 18-22
мм, сверлил в уголках отверстия для пилки, затем вырезал лишнее лобзиком.
Вырезанные слои опять сбивал гвоздиками в старые отверстия. Чтобы внутренняя
поверхность получалась как можно более ровная, на каждый последующий слой
ручкой чертил внутренний вырез с предыдущего, плавно корректируя линии для
обеспечения неизменной толщины стенок.
|
На переднем плане заготовка, обрезанная снаружи. Видны
линии выпиливания стенок и отверстия в уголках. На заднем плане часть стенок "корытца". |
|
"Корытце" расположилось на своем месте, в правой нише
багажника. Выступающий кусок металла, на который отиралась картонка пола багажника, пришлось загнуть. А ведь хотел сначала его отрезать! |
Со всеми подгонками самая нижняя часть ящика ("корытце")
была вырезана за пару часов, что показалось мне вполне приемлемым. До начала работ
я думал, что больше всего времени уйдет на шлифовку поверхностей, однако они получились
достаточно ровные, как снаружи, так и внутри. Поэтому на следующий день я поехал на
строительный рынок и закупил фанеру, причем десятимиллиметровую. И началось...
Расчеты
Конечно же, при проектировании ящика мне пришлось решать точно такие же
задачи, как и в прошлый раз. Главная из них - как посчитать (определить) объем? Для начала
я измерил объем "корытца" - положил в него мешок для мусора и налил воды, получилось
около 4-х литров. Затем вырезал
фанерку,
которая позиционировалась как дно основного объема ящика и разбил ее площадь на фигуры, поддающиеся
вычислению их площади - прямоугольники и прямоугольные треугольники, разумеется с учетом толщины стенок.
Сложил их площади и получил величину в 905 кв см. Затем, глядя на внутренности багажника, прикинул,
как будет меняться площадь слоя фанеры (множитель) в зависимости от высоты ящика снизу вверх:
11 см высоты: 1,0 х 905 кв.см
20 см высоты: 0,85 х 905 кв.см
6 см высоты: 0,75 х 905 кв.см
2 см высоты: 0,65 х 905 кв.см
Получалось, что внутренняя часть ящика должна быть 39 см
высотой, общая же высота 39+2+2=43 см или 43 слоя фанеры. Предполагаемый
объем по такой схеме выходил 30,5 литра. К полученной цифре оставалось
только прибавить объем "корытца", итого - около 34 литров.
Безусловно, данные расчеты интуитивны и весьма приблизительны. К тому
же мне нужно было учесть специфику установки ящика в крыле автомобиля. Ведь ящик
планировался не с гладким дном, позволяющим просто придвинуть его к арке колеса, а с
выступающей частью на днище. В этом случае в нишу багажника сначала должно
засовываться "корытце", а уж затем ящик по дуге досылается по месту...
Поэтому и форма его должна учитывать траекторию установки, а это
отрицательно влияет на общий объем. Но, как я и предполагал, использование
объема ниши хоть и доставляет некоторые хлопоты с примеркой и
изготовлением, но оправдывает себя в объеме. Тем не менее что-то мне
подсказывало, что я недалек от истины и не стоит тратить время на более
точные методики. Поэтому приступил непосредственно к выпиливанию.
Основная масса
Сняв ковровое покрытие багажника с правой стороны, стал методично выпиливать слой
за слоем, прибивая их друг за другом и примеряя по месту. Внутреннюю площадь пока
не вырезал, боялся ошибиться - вдруг форму придется сильно подрезать в дальнейшем,
при подгонке? Рисковать в таком деле я не мог... Каждую последующую фанерку сначала
подрезал лобзиком уже на болванке, затем вчерновую шлифовал грубым (30) кругом, стараясь
обеспечить плавность линий ящика в целом. Также следил, чтобы получающаяся конструкция
без труда вставлялась на свое место и вынималась из него, причем "корытце"
все время было привинчено снизу.
|
Здесь около 24 слоев без учета "корытца" снизу.
Собственно правая (по фото) часть формы почти не менялась с высотой, а
вот в левом углу прошлось участь фонарь стоп-сигнала. Из-за него на
теле ящика получился приличный вырез... |
Однако с каждым новым слоем ворочать этот массив дерева
становилось все тяжелее и тяжелее, особенно утомительна становилась
процедура примерки в багажнике... Шутка ли, эта деревянная болванка весила
(по напольным весам) около 40 кг! И вот тогда я стал вырезать внутренний
объем, тем более что никаких сюрпризов с внешней формой не предвиделось.
|
Вот он, массив березы! Поистине страшное зрелище.
Можно разглядеть круги, обозначающие месторасположение динамика на лицевой стенке.
Здесь уже 37 слоев и почти 40 кг веса. |
Внутренность вырезал точно также, как и при изготовлении
корытца. Рисовал линию, оставляя толщину стенки 20-25 мм, сверлил отверстия в уголках,
затем вырезал лобзиком. Точно также скреплял слои между собой гвоздиками 35мм в старые дырочки.
Через каждые 10 слоев делал распорки-пиллерсы для дополнительной прочности.
Отверстие под динамик сразу вырезать не стал - опасался, что конструкцию может
"повести" при склеивании; углубление же под динамик выпиливал сразу.
|
Закончена основная часть - выпиливание объема. У ворот
гаража три составные части конструкции - верхняя, "корытце" и средняя. |
После удаления всего внутреннего объема разделил
конструкцию на части по 10-12 слоев, дополнительно скрепив каждый блок четырьмя саморезами
(90мм). Тремя еще более длинными саморезами (135мм) скрепил блоки между собой,
получив таким образом надежное, но разборное соединение всех частей.
Теперь я мог довольно точно подровнять поверхности ящика в целом еще до склейки.
Шлифовальным кругом и машинкой обработал конструкцию снаружи и немного внутри,
причем внутренние "ступеньки" трогать не стал - незачем, никому они не помешают,
прочнее будет. Лобзиком выпилил отверстие под динамик, развинтил блоки и приступил к склеиванию.
|
Перед склейкой. Ящик со снятым дном. На лицевой панели
видны выступы - мне было лень их срезать, ведь эта часть все равно будет выпилена...
|
Использование материалов сайта без согласования с автором
запрещено. Если у Вас сайт
родственной тематики и Вы хотели бы обменяться ссылками,
используйте эту кнопку.
copyright © ch0zen 1999-2005